С 1 апреля в России начал действовать режим блокировки продаж просроченных и нелегальных товаров на кассе. Пока он будет осуществляться в отношении табака, разливного пива и слабоалкогольных напитков из кегов, но затем перечень расширится. «Известия» выяснили, как будет работать механизм и как он поможет бороться с некачественными товарами.
Особый режим
В России начал действовать режим блокировки продаж просроченных и нелегальных товаров на кассе. Пока он принимается в отношении табака, а также разливного пива и слабоалкогольных напитков из кегов, рассказали «Известиям» в ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).
Соответствующее постановление правительства в ноябре 2023 года подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Разрешительный режим продажи маркированных товаров будет вводиться поэтапно, начиная с 1 апреля. Со временем он распространится и на другие категории.
При сканировании маркировки кассовое программное обеспечение обращается к «Честному знаку» для получения сведений. Если срок годности товара уже истек, он запрещен к продаже контролирующими органами или код маркировки пытаются продать повторно, информация о невозможности такой продажи поступит на кассу, и продукт не будет продан, — рассказал заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов.
Позиция ритейла
Как отметили в ЦРПТ, разработчики кассового программного обеспечения (ПО) уже подтвердили готовность решений для блокировки просроченных и нелегальных товаров на кассах при помощи системы маркировки. Об этом заявили АТОЛ, «Эвотор», ЦОР «Штрих-М», «Дримкас», «Тензор», «СКБ Контур», 1С, «Кристалл Сервис», Artix и другие.
Также о готовности к запуску нового механизма блокировки сообщили розничные сети. По данным оператора «Честного знака», розница начала работать с разрешительным режимом еще до старта проекта. Об этом рассказали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших российских ритейлеров), X5 Group (включает сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»), «Ленте» и «Магните».
Как уточнили в «Магните», сеть стала первой, которая вместе с ЦРПТ внедрила механизм проверок товаров на кассе по коду маркировки еще до того, как государство приняло решение провести эксперимент.
Директор по связям с общественностью и государственными органами «Ленты» Мария Филиппова рассказала, что в сети уже протестировали работу касс во всех магазинах — устройства переведены в разрешительный режим еще с конца марта.
— Отдельные компании уже не первый месяц работают с данным режимом на постоянной основе, — сказала она.
Решение проблем
Проблема реализации просроченной продукции давно входит в топ нарушений торговых сетей, объяснил «Известиям» председатель организации «Общественная потребительская инициатива», заместитель председателя общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов. При этом, как показывает практика, ее невозможно решить классическими методами — сколько бы сотрудников ни занималось поиском и снятием просрочки с полок, в продаже всё равно попадаются товары с истекшими сроками годности.
— В свою очередь, и сами потребители не всегда обращают внимание на даты изготовления, указанные на упаковке, и в некоторых случаях неосознанно приобретают просроченные продукты, — отметил эксперт.
Однако теперь, даже если человек возьмет с полки просроченный товар, продавец просто не сможет пробить его на кассе. Более того, если срок годности продукции не истек, но уполномоченные органы выявили какие-либо нарушения при ее производстве, реализация товара также может быть заблокирована.
— Благодаря внедрению маркировки доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли сократилась на одну пятую, в табаке — на четверть, в обуви — на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта снизилась в два раза. Совокупный фискальный эффект от введения маркировки оценивается в 471 млрд рублей, — подчеркнули в ЦРПТ.